среда, 18 декабря 2013 г.

Конференция «Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе».Ереван. 18-20.12.2013

Текст моего доклада на конференции в этом файле под Программой.
Там же - линки на материалы разных СМИ о конференции.

***

15-22.12.2013 на конференции в Ереване «Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе»





У меня выступление в Первом заседании в первый день
и я модерирую Пятое заседание: «Пути сохранения территориальной целостности Грузии», где выступают Яна Амелина (начальник сектора кавказских исследований Российского Института Стратегических Исследований; тема выступления: «Перспективы российско-грузинских отношений после смены режима Саакашвили: возможны ли изменения к лучшему» )
и
Владимир Евсеев (начальник Отдела планирования НИР Научно-организационного управления РАН, Директор Центра общественно-политических исследований, кандидат технических наук; тема выступления: «Военно-политические аспекты проблемы территориальной целостности Грузии»).
Прилетаю заранее. А 22.12 утром уже должен быть в Минске и доступен.

Конференцию проводит Андрей Медведев с партнерами.

***

ПРОГРАММА
международной конференции
«Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе»
(18-20 декабря 2013 г, Ереван)

17 декабря 2013
Заезд иностранных участников конференции, размещение в гостинице «Ширак».
Пресс-конференция в Новостном Агентстве «ARKA»

18 декабря 2013

09.30 – 10.00 – Регистрация участников конференции.

10.00 – 10.30 – Открытие конференции

Приветственное слово Гакик Арутюнян – директор Научно-образовательного фонда «Нораванк» (Армения).

Приветственное слово Представителя органов исполнительной или законодательной власти Армении. (уточняется)

Приветственное слово Андрей Медведев – исполнительный директор АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт» (Россия).

10.30 – 12.00 - Первое заседание: «Новые вызовы и угрозы: перспективы создания на Южном Кавказе системы региональной безопасности»

Модератор – Севак Саруханян, Директор центра политических исследований фонда «Нораванк»

Гагик Арутюнян - Директор Научно-образовательного Фонда «Нораванк»; тема выступления: «Трансформация региона»

Abdel Halim Fadlullah - Директор Института стратегических исследований (Ливанская Республика); тема выступления: «Уроки преобразований в арабском регионе и их влияние на регион» (“Lessons of the transformations in the Arab region and their impact on the neighborhood”)

Dr. Kayhan Barzegar - director of Institute for Middle East Strategic Studies in Tehran; тема выступления: «Ирано-турецкие отношения на фоне сирийского кризиса» («Iran-Turkey Relations in the Light of the Syrian Crisis») (уточняется)

Фасих Бадерхан - Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат исторических наук; тема выступления: «Развитие ситуации на Ближнем Востоке и возможные вызовы для кавказского региона»

Шевцов Юрий - директор Центра по проблемам европейской интеграции (Белоруссия); тема выступления «Геополитические последствия процесса евразийской интеграции для региона Большого Ближнего Востока»

Seyed Ali Tabatabaee Panah - директор отдела Международных организаций Центра стратегических исследований (г.Тегеран); тема выступления: «Политика Ирана в отношении Южного Кавказа после президентских выборов 2013 года» («Iran,s Policy Perspective toward South Caucasus after the 2013 Presidential Election»).

12.00 – 12.30 – Дискуссия

12.30 – 12.45 – Перерыв на кофе

12.45 – 13.15 - Второе заседание: «Деятельность в регионе военно-политических союзов и Статус Каспийского моря: состояние и перспективы»

Модератор - Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований (Россия).

Amb. Hadi Soleimanpour - executive Director of Center for International Research & Education (CIRE) in Tehran; тема выступления: УТОЧНЯЕТСЯ

Медведев Андрей - исполнительный директор АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт»; тема выступления: «Афганский фактор и деятельность ОДКБ по поддержанию стабильности на Южном Кавказе»

Дереникьян Андраник - представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Таджикистане; тема выступления: «Политический и экономический аспекты безопасности Каспийского региона: проблемы и перспективы».

13.15 – 13.30 - Дискуссия

13.45 – 15.00 - Обед

15.00 – 16.30 - Третье заседание: «Состояние и перспективы разрешения проблемы Нагорного Карабаха»
Модератор - Арешев Андрей, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа ИВ РАН, руководитель Общественного Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона

Давид Петросян - политический обозреватель «Ноев Ковчег»; тема выступления:
«Поддержание режима прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта. История и забытые решения»

Сергей Саркисян - старший эксперт фонда «Нораванк»; тема выступления: «Нагорно-Карабахский конфликт в контексте военно-политической и экономической интеграции Армении»

Рауф Миркадыров - политический обозреватель еженедельника «Зеркало» (Азербайджан) в Анкаре; тема выступления: «Перспектива урегулирования карабахского конфликта в свете готовности внешних акторов, обществ и политических элит Азербайджана и Армении»

16.30 – 17.00 - Дискуссия



19 декабря 2013

09.30 – 12.00 - Четвертое заседание: «Особенности экономической интеграции государств Южного Кавказа»

Модератор - Гагик Арутюнян, директор Научно-образовательного фонда «Нораванк» (Армения)

Рауф Миркадыров - политический обозреватель еженедельника «Зеркало» (Азербайджан) в Анкаре; тема выступления: «Перспектива интеграционных процессов на Южном Кавказе в рамках Таможенного Союза»

Hasan Selim Özertem - Head of Center for Energy Security Studies at International Strategic Research Organization; тема выступления: «Перспективы и проблемы экономической интеграции на Южном Кавказе»

Арешев Андрей - эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа ИВ РАН, руководитель Общественного Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона; тема выступления: «Европейский и Евразийский интеграционные проекты для Южного Кавказа: конкуренция или взаимное дополнение»

Севак Саруханян - руководитель Центра политических исследований Научно-образовательного Фонда «Нораванк»; тема выступления: «Энергетическая безопасность Армении и региональная интеграция»

10.45 – 11.00 - Перерыв на кофе
Ашот Агасиевич Тавадян - директор Ереванского Центра экономических исследований, профессор, доктор экономических наук; тема выступления: «Армения и Таможенный Союз»

Чернов Михаил - заместитель директора «Центра стратегической конъюнктуры»; тема выступления: «Инфраструктурная матрица Кавказа в Евразийском Союзе: основные транспортные проекты в 2014-17 г.г.»

Велизаде Ильгар - президент клуба политологов "Южный Кавказ", сотрудник РИА «Новости» («Новости- Азербайджан») тема выступления: «Азербайджано- грузино – турецкая экономическая интеграция: анализ причин и последствий» (физически участвовать не будет, но уже прислал доклад)

Бейненсон Аркадий Владимирович - заместитель главного редактора Редакции Интернет-проектов РГРК «Голос России»; тема выступления: «Имидж России в информационном пространстве Южного Кавказа через призму социальных сетей»

12.00 – 13.00 - Дискуссия

13.00 – 14.00 - Пятое заседание: «Пути сохранения территориальной целостности Грузии»

Модератор - Шевцов Юрий, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Белоруссия),

Амелина Яна - начальник сектора кавказских исследований Российского Института Стратегических Исследований; тема выступления: «Перспективы российско-грузинских отношений после смены режима Саакашвили: возможны ли изменения к лучшему»

Евсеев Владимир - начальник Отдела планирования НИР Научно-организационного управления РАН, Директор Центра общественно-политических исследований, кандидат технических наук; тема выступления: «Военно-политические аспекты проблемы территориальной целостности Грузии»

14.00 – 14.30 - Дискуссия

14.30 – 15.30 - Обед

15.30 – 16.30 - Шестое заседание: «Христианство и ислам на Южном Кавказе: диалог на благо региона»

Модератор - с армянской стороны.
Kaveh Afrasiabi - политолог, эксперт (США); тема выступления: УТОЧНЯЕТСЯ

Векуа Георгий - политолог, эксперт Института Евразии (Грузия); тема выступления: «Религиозная ситуация на Южном Кавказе и ее влияние на политические процессы»

Вардан Хачатрян - заместитель президента научно-аналитического центра "Арег", преподаватель факультета Богословия ЕГУ; тема выступления: «Системные различия христианства и ислама и особенности их проявления в регионе»

Гвимрадзе Георгий - эксперт Центра стратегических исследований; тема выступления: «Политические аспекты Ислама в Грузии»

Юнусов Ариф - Chief Department of Conflict and Migration, Institute of Peace and Democracy in Baku; тема выступления: «Политический ислам в Азербайджане», (физически участвовать не будет, пришлет доклад)

16.30 – 17.00 – Дискуссия

17.00 – 17.15 - Перерыв на кофе

17.15 – 18.30 - Седьмое заседание: «Подведение итогов конференции и принятие итогового документа»

Гагик Арутюнян – директор Научно-образовательного фонда «Нораванк» (Армения).

Андрей Медведев – исполнительный директор АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт» (Россия).

19.00 – 21.30 - Торжественный ужин в гостинице «Ширак»



20 декабря 2013
08.00 – 09.45 - Завтрак в гостинице «Ширак».
10.00 – 14.00 - Культурная программа.
14.00 - 15.00 - Обед в гостинице «Ширак».
15.00 – 20.00 - Свободное время.
20.00 – 21.00 - Ужин в гостинице «Ширак».
Отъезд части участников

21 декабря 2013
08.00 – 09.45 - Завтрак в гостинице «Ширак».
10.00 - Отъезд остальных участников.
***

О самой конференции тут. Перепечатки:
http://www.regnum.ru/news/1751849.html 
http://www.fondsk.ru/news/2014/01/02/geopoliticheskie-posledstvia-evrazijskoj-integracii-dlja-blizhnego-vostoka-24994.html
http://www.directrix.ru/news?news_id=7485833
http://www.newsinfo.am/
http://belarus.regnum.ru/news/1751849.html
http://novostink.ru/politics/57004-yuriy-shevcov-geopoliticheskie-posledstviya-processa-evraziyskoy-integracii-dlya-blizhnego-vostoka.html
http://www.arnews.ru/news/1751849.html
http://www.for.kg/news-247499-ru.html
http://www.armenianroots.ru/?section=showarmeniannews&id=27863&lang=ru
http://rus-arm.org/novosti/razdely-saita/novosti/iurii-shevtcov-geopoliticheskie-posledstviia-protcessa-evraziiskoi-integratcii-dlia-blizhnego-vostoka
http://freepublish.ru/obshhestvo/geopoliticheskie-posledstviya-protsessa-evraziyskoy-integratsii-dlya-blizhnego-vostoka/
http://www.russiapost.su/archives/13213
http://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/225299-geopoliticheskie-posledstviya-processa-evraziyskoy-integracii-dlya-blizhnego-vostoka.html
http://vk.com/v3aimodeictvie?w=wall-55635013_14562
http://vostexpress.org/yuriy-shevtsov-geopoliticheskie-posledstviya-protsessa-evraziyskoy-integratsii-dlya-blizhnego-vostoka/
http://vk.com/russia_post?w=wall-56972498_5708
http://nk.org.ua/geopolitika/69182-yuriy-shevtsov-geopoliticheskie-posledstviya-protsessa-evraziyskoy-integratsii-dlya-blizhnego-vostoka

02.01.2014
Юрий Шевцов: Геополитические последствия процесса евразийской интеграции для Ближнего Востока

Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии возник недавно, однако есть прецедент такого союза, на примере которого мы можем примерно видеть основные тенденции развития стран-участниц Таможенного союза трех стран, если не произойдет политического форс-мажора. Это - Союзное Государство России и Белоруссии, созданное в 1999 году. Белоруссия и Россия имеют в рамках СГ таможенный союз.

Таможенный союз трех - это во многом повторение для трех стран того пути, которым давно идут Россия и Белоруссия. На примере СГ мы можем видеть основные проблемы, которые предстоит решить трем странам в рамках Таможенного союза и основные ожидаемые результаты евразийской экономической интеграции. Также надо отметить, что заключение Таможенного союза трех позволило убрать некоторые важные для Белоруссии изъятия из Таможенного союза, который существует у Белоруссии с Россией в рамках СГ. Это - прежде всего, введения для Белоруссии цен на газ на уровне одного из северных регионов России и ликвидацию таможенных пошлин на российские нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию.

В результате существования обоих таможенных союзов между Россией и Белоруссией последняя смогла сохранить свою перерабатывающую экспортно-ориентированную крупную промышленность, а также - перейти к широкомасштабной модернизации этой промышленности. Белорусские производители на равных ныне конкурируют с российскими производителями на одном большом рынке, по сути, на рынке России. Белорусские производители также получили преимущества в конкурентной борьбе за присутствие на рынках соседних стран, которые входят в Таможенный союз.

Это позволило Белоруссии резко нарастить экспорт ряда товаров за пределы Таможенного союза, особенно, в 2011-2012гг. нефтепродуктов на Украину и в страны-члены ЕС. За три последних года нефтепереработка в Украине вообще едва ли ни исчезла, не выдержав конкуренции на своем же рынке с продукцией белорусских и российских НПЗ. Белоруссия получает высокий профицит в торговле с Европейским Союзом за счет экспорта в страны ЕС прежде всего продукции нефтехимической промышленности. Этим профицитом покрывается отчасти дефицит в торговле с РФ, обеспечивается программа тотальной технологической модернизации промышленности. Нефтеевро перекачиваются в иные сектора экономики.

Развитие Таможенного союза трех стран и его перерастание в Евразийский Экономический Союз, а также его расширение за счет Киргизии, Таджикистана и Армении создаст в этих странах такие же условия для успешных инвестиций в те сектора, которые зависят от цен на энергоносители. У инвесторов возникнет смысл серьезно размышлять об инвестициях в переработку, что должно постепенно создать новые рабочие места в этих странах и сдержать отток населения в Россию.

С другой стороны, очевидно низкие цены на российские энергоносители по сравнению с ценами на энергоносители на рынках некоторых соседних государств создают перспективы к повышению конкурентоспособности промышленных товаров стран-участниц ТС на рынках ряда соседних государств. Для Армении такими рынками являются, вероятно, Грузия, Турция, отчасти - Иран. Для Киргизии и Таджикистана - теоретически - рынки Синьцзяна (КНР), Афганистана, Узбекистана.

Ни одно иное интеграционное объединение, кроме ТС, не дает перспектив этим странам сохранить или возобновить индустриальный характер своих экономик. Например, курс на ассоциацию с ЕС, как демонстрирует пример Украины, влечет за собою резкое падение конкурентоспособности национальной промышленности и разрушение целых ее отраслей.

Страны-участницы ТС становятся привлекательными для крупных инвестиционных проектов, ориентированных на рынки соседних стран. Пример Белоруссии показывает, что членство в едином ТС с Россией резко повышает привлекательность ее территории для крупных инвестиционных проектов при опоре на внешние инвестиции. В ряде случаев это влечет за собою перспективу кардинального изменения всей региональной геополитики в регионе, где расположена Белоруссия. Такие же позитивные последствия неизбежны и для других стран-участниц ТС.

Наиболее крупными проектами, которые стали возможны после заключения ТС в Белоруссии стало строительство атомной электростанции и возникновение, начало реализации китайско-белорусского индустриального парка.

Белорусская АЭС не только дает заметные экономические плюсы белорусской экономике. АЭС также, не исключено, будет расширяться. Уже прозвучали заявления руководства "Росатома" и президента Белоруссии о возможности превращения ее в экспортно-ориентированную станцию, о строительстве на ней более чем двух энергоблоков. Таким образом, ТС сделал возможным беспрецедентный в истории всей восточной Европы проект превращения Белоруссии в важный источник генерации энергии регионального значения. А где энергия, там и политика. ТС сделал возможным обсуждение вопроса о региональном лидерстве Белоруссии в своей части восточной Европы.

Аналогичным проектом в Киргизии является строительство ряда ГЭС на высокогорных реках. В Таджикистане - проект достройки Рогунской ГЭС и строительство ряда иных ГЭС. В Армении таковым скорее всего может стать проект расширения АЭС. Во всех трех случаях речь идет о превращении стран-участниц в региональных энергетических доноров, что дополнит позитивный импульс к их индустриальному развитию за счет уравнения цен на энергоносители с российскими предприятиями.

ТС резко повысил превращение Белоруссии в транспортный хаб всей восточной Европы. Под эту функцию в Белоруссии в последние годы создана программа и ведется ее реализация по строительству более чем 50 логистических центров, а также ведется широкомасштабная модернизация железных дорог. Впереди - строительство высокоскоростных железных дорог в сторону Москвы, Варшавы и Калининграда. Аналогичные проекты неизбежны для всех трех стран - потенциальных участниц ТС (Киргизия, Таджикистан, Армения). Для Армении это значит, скорее всего, появление проектов модернизации путей сообщения с Россией через Грузию и, особенно, путей сообщения с Ираном.

После заключения ТС трех стал возможен самый крупный из объявленных инвестиционных проектов в восточной Европе - китайско-белорусский индустриальный парк возле Минска. Под эту своеобразную СЭЗ отведено 90 кв. км территории возле Минска. Ожидается, что этот парк примет за 15 лет $30-35 млрд инвестиций в перерабатывающие высокотехнологические производства. И это несмотря на кризис рядом в ЕС.

Армения, Таджикистан, Киргизия также станут объектом интересов самых разных групп международного капитала. Сейчас сложно сказать, каким может быть аналогичный проект для Армении. Но на первый взгляд им должно быть понятно, что необходимо использовать потенциально дешевую энергию АЭС и доступ к рынку Ирана. Как Белоруссия в рамках ТС имеет шансы превратиться в индустриальное, экономическое ядро своей части восточной Европы, так и Армения могла бы попробовать превратиться в индустриальный центр прилегающей к ней части Ирана, может и Грузии и части Турции. Во всяком случае, эту тему сегодня можно обсуждать. В рамах любого иного из реальных интеграционных объединений, куда вступили бы эти три страны, таких тем невозможно поднимать в принципе.

Возможности, которые предоставляет ТС, не являются автоматическими. Этими возможностями может воспользоваться только сильное национальное государство. ТС создает условия для повышения конкурентоспособности национальных производителей, но требует и создает возможность также усиления всех институтов национального государства. Крупный капитал необходимо контролировать.

В ТС не предусматривается создания очень сильных наднациональных политических органов. ТС, в отличие от Европейского Союза, это - союз национальных государств. ТС усиливает именно национальные государства. Пример отношений Белоруссии и России демонстрирует этот момент особенно ярко. Вряд ли кто-то усомнится в способности президента Белоруссии контролировать ситуацию в своей стране и в его дееспособности защищать интересы Белоруссии на международной арене. Вряд ли кто-то усомнится также в аналогичных потенциях президента Казахстана. Сильное государство станет возможно создать и в трех новых потенциальных членах ТС.

Более того, стимуляция возникновения сильного эффективного государства в этих странах, оздоровление местных обществ от коррупции и ряда иных социальных проблем - это скорее всего будет одним из основных условий их членства в ТС. И основных задач со стороны ТС в рамках переходного периода этих стран к полноценному членству в ТС. Можно себе представить, что будет означать для геополитики регионов, где расположены эти страны, совокупный эффект от индустриального и инвестиционного толчка их развитию в рамках ТС и создания при этом сильных эффективных государств в этих странах.

Таким образом, ТС влечет за собою резкое усиление конкурентоспособности и регионального геополитического значения стран-участниц. ТС дает шансы на превращение стран-участниц в региональных лидеров и в социальное оздоровление местных обществ. Ни один другой интеграционный проект таких перспектив сегодня не предоставляет. Большой Ближний Восток может получить по мере успеха ТС и его расширения новые центры влияния и притяжения на своей северной границе. Эти центры, могут стать источниками устойчивого развития и мира для своих локальных регионов. Для этого сложнейшего геополитического пространства появление в его границах новых зон стабильности и развития - положительно.

http://www.regnum.ru/news/1751849.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий