среда, 11 октября 2017 г.

Выступление в Академии Управления РБ: ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: К ЕВРОПЕ ДВУХ СКОРОСТЕЙ

Сборник материалов » Международного научного семинара Жан Монне "Европейская интеграция"
11 Октября 2017
Кафедра международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь

ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: К ЕВРОПЕ ДВУХ СКОРОСТЕЙ

Ю.В. Шевцов, 
директор Центра по проблемам европейской интеграции (г. Минск)

В Европейском союзе происходит кризис действующей модели интеграции. Происходит переход к новой модели. 

Ее параметры еще полностью не определены.

Прежняя модель реализовывалась на протяжении всего времени после Второй мировой войны и привела к созданию ЕС. Это интеграция, основанная на формировании единства на базе четырех пространств: единого рынка товаров, единого рынка услуг, свободного перемещения людей, свободного перемещения капиталов. Все это скрепляется общими ценностями.

В рамках прежней модели после присоединения к ЕС слаборазвитых восточно-европейских государств в 2004 и 2007 годах особое значение приобрели европейские фонды, скрытые и явные дотации Новой Европе со стороны богатых государств Старой Европы для выравнивания новыми европейскими государствами уровня развития со Старой Европой.

Ныне эта модель оказалась в кризисе. Основные причины кризиса:

1. Рост расходов ЕС на обеспечение безопасности – охрану границ, военные расходы, помощь странам-источникам миграционных потоков, на адаптацию мигрантов и т.д.

2. Брексит. Приближающееся сокращение объема находящихся в распоряжение Брюсселя средств.

3. Недовольство в странах Старой Европы объемом скрытых и явных дотаций слаборазвитым государствам ЕС.

4. Недовольство в ряде стран Новой Европы требованиями Брюсселя к соблюдению общих правил. Наиболее ярко это выражается в конфликте Польши и Европейской Комиссии.

Этот кризис модели европейской интеграции невозможно преодолеть, опираясь на прежние принципы. Ибо ЕС нуждается в сохранении глобальной конкурентоспособности. Для обеспечения глобальной конкурентоспособности Европы относительно США, Японии и т.д. он и был в свое время создан.

Развитые страны и Китай быстро переходят к новой индустриальной революции. Разные части ЕС к ней готовы в разной степени. Это показала реализация европейского варианта новой индустриальной революции, ядром которой выступает план Юнкера. В ходе реализации этого плана с 2015 года в высоко-технологичный сектор ЕС было влито свыше 300 млрд евро. Однако готовы к освоению этих вливаний оказались, прежде всего, компании стран 
Старой Европы. За время реализации плана Юнкера неравномерность развития стран ЕС только усилилась. Но глобальная конкурентоспособность ЕС сохранена.

Дальнейшее развитие ЕС влечет за собою оформление внутреннего неравенства Старой и Новой Европы в институциональной форме.

В 2017 году определились два варианта изменения модели интеграции:

1. Идея Франции и Германии о переходе к Европе двух или разных скоростей. Она проводится решениями на уровне саммитов ЕС с начала 2017 года. Суть идеи – страны-члены ЕС участвуют в тех интеграционных инициативах, к которым готовы. На деле это означает быстрое оформление институтов интеграции между собой странами Старой Европы. В основном – это зона евро. Новая Европа, таким образом лишившись прежнего объема скрытых и явных дотаций, гарантированно превращается в социально-экономическую периферию ЕС надолго.

Восточно-европейские страны противятся этому. Наиболее ярко противится Польша как крупнейшая восточно-европейская страна.

2. Идея Юнкера, выдвинутая осенью 2017 года, о резком усилении унификации в ЕС: переходе на евро всех стран-членов ЕС, жестком подчинении стран-членов решениям центральных органов управления ЕС, усилении полномочий органов управления ЕС вплоть до введения должности президента Европейского Союза, большей солидарности в принятии беженцев и т.д.

Эта модель также влечет за собой переход к Европе двух скоростей, но в более скрытой форме. 

Например, Польша, лишившись контроля над своей финансовой системой, не сможет выдержать очередной экономический кризис, как она смогла это сделать, опираясь на злотый в конце нулевых годов. И тогда в ходе неизбежного очередного экономического кризиса страны Новой Европы испытают те же сложности, какие испытали, например, Литва и Латвия в ходе кризиса конца нулевых: быстрое перемещение рабочей силы в Старую Европу, потеря производства и рабочих мест, ослабление институтов национального государства в целом.

Скорее всего, в ходе развернувшихся сейчас в ЕС дискуссий будет найдено компромиссное решение. Но в любом случае в ЕС происходит усиление и закрепление неравномерности в развитии разных его частей.

Для Беларуси происходящая в ЕС смена модели интеграции влечет появление новых рисков, связанных с необходимостью адаптироваться к быстрым изменениям. Вместе с рисками появляются и новые возможности для позитивных 
отношений и инициатив. Стратегия белорусской политики относительно изменяющегося ЕС уже наметилась и она очевидно успешна. 

Успешность адаптации Беларуси к смене Евросоюзом модели интеграции требует сохранения Беларусью высокой степени управляемости своим обществом, сильного государства, опоры на союз с Россией и другими странами Евразийского экономического союза.

http://www.pac.by/nfiles/002509_217922_sbornik.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий