четверг, 24 августа 2023 г.
Участвовал в разработке на Архипелаге 2023 в Новосибирске Манифеста и этического кодекса биотехнолога. 24.08.2023
Участвовал в разработке на Архипелаге 2023 в Новосибирске Манифеста и этического кодекса биотехнолога
Сергей Иванов об этом:
Доброго всем дня! На Архипелаге в Новосибирске три дня посвятили гуманитарному манифесту и разработке этического кодекса биотехнолога.
Вчера и сегодня опубликовал в телеграм канале итоговый документ. А точнее первую попытку об этом что-то сказать. Коллективное творчество - это всегда результат компромисса.
Работу над документом продолжаем, поэтому буду вам очень признателен, если прочитаете и оставите какую-то реакцию. Хотя бы лайк дизлайк. Ну а если кто-то в комментариях выскажется, буду премного благодарен.
Итак:
....
Жизнь современного человека уже невозможно представить без биотехнологий. Биотехнологи сегодня занимаются генетикой и селекцией растений и животных, разрабатывают средства защиты для растениеводства и животноводства, ищут решения для восстановления плодородия почв, обеспечивают пищевую промышленность ингредиентами, без которых не будет сметаны, сыра, хлеба, кондитерских изделий и многого другого. Создают новые технологии производства белков и жиров. Делают возможным освоение человеком ближнего и дальнего космоса. Именно биотехнологии подарили нам современную медицину с витаминами, БАДами, антибиотиками и антивирусными препаратами. Это они обеспечивают больных диабетом инсулином, ищут лекарства от рака и множества других болезней.
Вместе с этим, биотехнологии все более заходят на территорию физиологии человека и несут, как воодушевляющие возможности, так и угрозы, рождающие страхи и тревоги. Поэтому, именно в биотехе этика разработчика становится ключевым условием, который обеспечивает и доверие общества новым технологиям, и самим разработчикам задает этические рамки и красные линии.
Но чтобы говорить об этике, сначала важно определить, как профессиональное сообщество понимает самого человека и те вызовы, которые день сегодняшний перед ним ставит.
Мы собрали вместе биологов и генетиков, философов, психологов, социологов, экономистов, представителей православия, ислама и буддизма. И в результате совместных обсуждений сформулировали проект этического кодекса биотехнолога, который разделили на три главы:
1. Человек и глобальные вызовы
2. Биотехнологии как гуманитарная миссия (вступление к этическому кодексу)
3. Этический кодекс биотехнолога
(1) Человек и глобальные вызовы
Приметы времени.
– Трансгендер впервые в мире выигрывает конкурс красоты. В США количество центров по смене пола за 10 лет выросло в 1000 раз, а в России за 2022 год сделано 996 таких операций. В Канаде и Европе детям предлагают самоопределиться с полом уже в школе, лишая родителей права влиять на решение. В России напротив, уже законодательно запрещают операции по смене пола.
– Изменение климата, углеродная нейтральность, устойчивое развитие, права ЛГБТ и интеграция мигрантов – то, что занимает умы просвещенных интеллектуалов Запада.
– Голод, военные перевороты, рост населения и повышение качества жизни – вызовы дня сегодняшнего в Африке и Азии.
– Впервые за 50 лет после Карибского кризиса нарастает военное противостояние ядерных держав, и приближается угроза эскалации с непредсказуемыми последствиями.
Мы пришли в историческую точку, когда всему человечеству пора уже остановиться, выдохнуть, осмыслить происходящее и вместе начать искать ответы на общие вызовы. Потому что само человечество оказалось на грани исчезновения как цивилизация: либо в результате конфликта человека с человеком, либо человека с природой, либо человека с машиной.
Цивилизационный раскол сегодня проходит по линии восприятия самой природы человека:
1. Для одних человек по заложенной в него природе совершенен, а смысл жизни – раскрытие потенциала и полная его самореализация.
2. Другие пытаются нас убедить, что природа человека несовершенна, поэтому ее необходимо контролировать, искусственно исправлять и совершенствовать.
Естественные науки смогли разложить человека уже до ДНК. Науки гуманитарные «разделили» его по разным областям знаний, потеряв в этих детализациях целостное видение объекта своего изучения. При всем накопленном объеме знаний человек стал «дробным» и ненужным в своей целостности. А роботизация, интеллектуализация, новый технологический передел, борьба за ресурсы и вовсе делают его лишним.
В мире постмодерна и трансгуманизма человек не нужен. На наших глазах разрушается все, что удерживает человека в его традиционной нормальности и помогает раскрывать заложенный потенциал. Семья, религия, гуманизм, образование, наука – это неактуальные ценности из прошлого. А примитивизация образования, атомизация общества, потребительство, персональный комфорт, легализация легких наркотиков, разворачивающаяся индустрия виртуальных развлечений и метавселенных как будто готовят человека к новому будущему – выключению человека из социальных отношений, уходу из реального мира в мир виртуальный, чтобы «лишний человек» не мешал и уже не путался под ногами «избранных».
Нам кажется, что единственная возможность сохраниться человечеству как цивилизации, не потеряться и не «утонуть» в новом «потопе» ложных ценностей – это начать объединяться вокруг ценностей традиционных, чтобы не только пережить кризис, но и вместе найти ответы на сегодняшние глобальные вызовы:
• накормить мир, переезжающий в города, вместе с растущим населением Африки и Азии,
• создать новые лекарства и найти решения от болезней и недугов,
• сохранить самого человека нормальным и неприкосновенным в его природе, деятельным и созидательным, мужчину – мужчиной, женщину – женщиной.
• сохранить экосистему планеты для будущих поколений,
(2) Биотехнологии как гуманитарная миссия
Из 8 млрд человек 800 млн сегодня голодают, а 2 млрд недоедает. При этом одновременно в мире набирает силу пандемии ожирения, сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, то есть болезней, связанных в первую очередь с неправильным питанием и нездоровым образом жизни.
Доступность продовольствия делит мир на две части – страны, которые способны себя накормить, и страны, критически зависимые от импорта и еды, и технологий.
Недостаток еды ставит крупные сельскохозяйственные державы перед развилкой – кормить только себя (или свои элиты) едой «правильной», а остальной мир «как получится» либо обеспечить равный доступ к еде и технологиям во всем мире каждому человеку.
Химия стала главным драйвером «Зеленой революции», которая помогла решить проблему голода в 20-м веке за счет минеральных удобрений, средств защиты растений и ветеринарных препаратов. Но вместе с тем создала такое количество побочных эффектов, что этими же технологиями накормить человечество вкусной и здоровой едой, созданной в гармонии с природой в 21-м веке уже не получится.
Человечеству в 21-м веке нужна «новая зеленая революция», а точнее «новая зеленая трансформации», где химия должна уступить место биологии. Потому что наука наконец подошла к решениям, которые основаны на новых знаниях и биотехнологических процессах, при этом дающих ту же эффективность, что и химия.
Биотехнологии, с одной стороны, дарят нам возможность наконец осуществить биологизацию промышленного сельского хозяйства и вернуть гармонию с природой во всю цепочку создания продуктов питания: от восстановления микробиома почв до современных методов селекции растений и животных, вместе с их защитой и питанием. При этом современные биотехнологии дают возможность помогать человеку справляться и с вызовами городского и малоподвижного образа жизни – создание лекарств от неизлечимых болезней, замена вредных продуктов, клеточное питание как основа здорового долголетия.
Но биотехнологии сегодня несут в себе потенциал воздействия на человека с неизученными последствиями и угрозами, как через самого человека (вакцины, биоинженерия, «улучшение» генома с помощью редактирования и методов синтетической биологии, клонирование человека), так и через растения и животных.
Поэтому этика биотехнолога занимает умы неравнодушных уже десятки лет, а язык «красных линий» – это главный запрос общества на инструмент, который поможет сформировать доверие и убрать страхи от негуманного и неконтролируемого использования таких технологий.
В контексте решения проблемы голода биотехнологии сегодня можно рассматривать из двух парадигм:
· Первая — это технологическая платформа, решающая задачу накормить голодных как получится, а «избранным» сохранить традиционную еду.
· Вторая — это технологическая платформа, решающая задачу накормить ВСЕ человечество здоровой и вкусной едой, созданной в гармонии с природой.
На наш взгляд, в высшей степени неэтично делить мир на «избранных» и «неизбранных», а современные технологии должны быть доступны всему человечеству. Но еще важнее – информация о рисках и угрозах использования этих технологий должна быть открыта и доступна.
Если еда лечит, то биотехнологи будущего – это современные «врачеватели», которые создают технологии, сберегающие здоровье человека и сохраняющие природу для будущих поколений.
Поэтому прообразом и примером этики биотехнолога будущего мы решили взять клятву Гиппократа. Только если Гиппократ говорил о человеке, то биотехнолог должен думать еще и о всей биосфере (растениях, животных и микроорганизмах), потому что в конечном итоге все это влияет на самого человека.
Поэтому биотехнологи, опираясь на этический ориентир врачей всех времен берут на себя добровольное обязательство исполнять Кодекс биотехнолога.
(3) Этический кодекс биотехнолога
Я, вступая в профессиональное сообщество биотехнологов, обязуюсь исполнять, в соответствии с моими возможностями и пониманием, следующие обязательства:
1. уважать своих учителей и предшественников в науке, подобно своим родителям, принимая их учеников и последователей наравне с коллегами, имеющими право на собственное мнение и позицию;
2. направлять полученные мною знания, опыт, достижения на служение и благо человека, его психического и физического здоровья, воздерживаясь от причинения вреда и несправедливости человеку, обществу, природе, не содействуя кому бы то ни было в реализации подобных замыслов, признавая безопасность главным критерием своих действий;
3. признавать зарождением жизни человека соединение клеток отца и матери, начинающее формирование целостной духовно-телесной сущности;
4. способствовать доступности биотехнологий вне зависимости от расовых, этнических или других физических и социальных признаков, признавая разность и равенство мужчины и женщины;
5. действовать только с информированного добровольного согласия субъектов права, подвергающихся воздействиям с моей стороны, уважая тайну личной жизни и персональных данных;
6. исходить из приоритета естественного над искусственным, принимая неизменность человеческой сущности, развивая и применяя биотехнологии для гармонизации человека с самим собой, обществом и природой;
7. отвечать за свою нравственность, так как она лежит в основе доверия мне и всему профессиональному сообществу;
8. принимать ответственность за последствия своей профессиональной деятельности, прилагая усилия к исправлению непреднамеренных ошибок, не скрывая их;
9. руководствоваться в намерениях и действиях границами своих профессиональных компетенций и согласием профессионального сообщества;
10. содействовать формированию общественного доверия, принимая принципы сохранения объективности, открытости и полноты предоставления информации, в том числе и за счет информирования о возможных последствиях своей работы и ее результатов.
Неотступное соблюдение кодекса да послужит моей творческой и профессиональной самореализации, будет мне поддержкой в преодолении сомнений, направит мои усилия на созидание личного счастья в служении обществу и гармонизации человека, природы и технологий.
Авторы:
* Дмитрий Алексеев, научный руководитель Университета образовательной медицины, к.б.н.
* Тахир Базаров, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, д. псх. н.
* Олег Викторович Гринько, генеральный директор ООО «Т-СИСТЕМА»
* Гребенюк Александр, профессор, заместитель директора ВШССН МГУ по научной работе д.э.н.
* Иванов Сергей, исполнительный директор Группы компаний ЭФКО, член совета директоров
* Кочетов Алексей, заместитель председателя СО РАН, директор ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», академик РАН, профессор РАН, д.б.н.
* Корзун Дмитрий, научный руководитель Центр искусственного интеллекта ПетрГУ, к. ф.-м. н.
* Даниил Крапчунов, и.о. директора Гуманитарного института НовГУ имени Ярослава Мудрого, к. филос. н.
* Смирнов Сергей, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, д.ф.н
* Юрий Шевцов, политолог, преподаватель Белорусского государственного университета
Манифест и кодекс поддержали:
Альбина Макаева, Ирина Ковалева, Наталья Подсосонная, Наталья Галкина, Ринальдо Маллямов, Наталья Чернышева, ГЕоргий Анисимов, Михаил Чарный, Дмитрий Брехов, Сергей Мясников, Ирина Селезнева, Владислав Новоселов, Лидия Макшейн, Алексей Кук, Александра Декина, Наталья Пермякова, Илья Кигель, Петр Мирошников, Владимир Иванов, Сергей Захарченко, Дмитрий Долганов, София Рудеева, Гусева Екатерина, Дилара Исакова, Андрей Давидюк, Дмитрий Корзун, Светлана Овчинникова.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий