четверг, 25 января 2007 г.

Круглый стол в ИНС по белорусско-российским отношениям.Москва.25.01.2007

На АПН мое выступление на все том же Круглом столе Института Национальной Стратегии


2007-02-01 Юрий Шевцов:
Россия не является гарантом легитимности Беларуси

АПН продолжает публикации выступлений экспертов на круглом столе Института национальной стратегии «Нужны ли России союзники? Геополитические последствия нефтегазового конфликта России и Беларуси».
В России не слишком обращают внимание на то, как в самой Беларуси были восприняты действия российской стороны, скромно названные здесь «нефтегазовым конфликтом». Для Беларуси российские угрозы по энергоносителям, по таможне и по границе были восприняты как реальные угрозы нашему суверенитету и нашей национальной безопасности.
Ответ Беларуси на такой серьезный вызов не мог сводиться к пакету неких «ответных мер». У нас возникли глубокие сомнения вообще в надежности и необходимости союза с Россией, вплоть до военного. Вы видите, что до сих пор не подписаны соглашения по собственности, по единой системе ПВО, ряд других документов.
Мне представляется, что не очень правильной была оценка отношений Беларуси к России. По-моему, российским экспертам неверно было бы говорить, что легитимность в Беларуси исходила из России.
У нас на официальном уровне прозвучали слова о том, что когда из Беларуси выводилось ядерное оружие, что тогда гарантии безопасности новой республике совместно дали три ядерные державы - Россия, Великобритания и Соединенные Штаты. Я не могу сказать, насколько в переговорах между президентами были задействованы эти гарантии. Но раз такие заявления прозвучали публично, эти международные обязательства вполне могли быть задействованы. И если говорить о легитимности Беларуси, то надо говорить о более широких точках ее опоры в международном праве, включая членство в ООН с 1945 года.
Мы вышли из кризиса, слава Богу, - не без вашей помощи и не без вашего участия, но на будущее приходится сделать некоторые выводы. Самая главная потеря нынешнего кризиса – у нас возникли большие сомнения в надежности России как союзника.
И это, повторюсь, самое главное. С экономической точки зрения, как мне представляется, каких-то особо тяжелых потерь для Беларуси не будет. И по газу, и по нефти у нас заключены такие соглашения, которые нельзя назвать легкими, но они вполне приемлемы для белорусской экономики. Самая большая проблема – то, что эти соглашения заключены вне институтов Союзного государства. И по газу мы привязаны сегодня не к институтам Союзного государства, и особенно по нефти. Нефть фактически изъята из единого таможенного пространства, и это само по себе поставило союзный процесс перед серьезными проблемами.
Тем не менее, на ближайшие четыре года мы имеем полную ясность и по нефти, и по газу. Пересмотр достигнутых соглашений возможен, но это будет уже российской, а не белорусской проблемой. Инициатором вывода системы наших отношений за рамки Союзного государства была именно Россия. Вообще, вся пропагандистская кампания в российской прессе против Беларуси, против белорусского народа, против руководства республики оставила четкую зарубку на память – с союзниками так себя не ведут.
Очень важный для Беларуси итог всей этой кампании и то, что в кризисный момент мы не можем рассчитывать на Россию. Еще несколько лет назад мы даже проводили совместные военные учения, в ходе которых отрабатывались возможные действия в случае агрессии с Запада, НАТО против Белоруссии. Теперь всё это забыто.
И мне представляется, что недавний кризис был подобен камешку, стронувшему в горах лавину. Всё, что эксперты говорили о каком-то альянсе Беларуси, Украины и Азербайджана, еще о каких-то новых геополитических комбинациях – всё это сейчас, действительно, запущено. Раз у нас возникли сомнения в России как союзнике, то что нам остается делать?
Мне кажется, что выход из кризиса надо искать не на путях конфронтации. Например, выстраивая на наших восточных рубежах некий аналог Речи Посполитой. Нам нужно, насколько возможно, сохранить союз с Россией. И здесь важно, чтобы в самой России произошедшее было воспринято как тема для обсуждения и, не исключено, для пересмотра некоторых аспектов внешней политики. Важно чтобы эта тема - «Нужны ли России союзники?» - была переосмыслена в самой России. Мне кажется, что это вполне возможно – нас чересчур многое связывает.
Юрий ШЕВЦОВ, директор Центра по проблемам европейской интеграции (г. Минск)
https://guralyuk.livejournal.com/734915.html

***

В "МК". О все том же "Круглом столе" ИНС


http://www.mk.ru/numbers/2574/article90810.htm

Лукашенко делает разворот на Запад
Автор фото: Александр Астафьев
     “Зимняя война” (так белорусы окрестили новогодний нефтегазовый конфликт Москвы и Минска) может обернуться для нас самыми неожиданными последствиями. До сих пор Москва строила отношения с Лукашенко, исходя из незатейливого тезиса, что тому деваться совершенно некуда. На Западе он — “персона нон грата”, “последний диктатор Европы”, а возглавляемая им Белоруссия — “страна-изгой”. Наши политики, похоже, забыли, что у Запада “нет ни постоянных союзников, ни врагов, а есть постоянные интересы”.
   
     Зато это хорошо помнит Лукашенко, который на прошлой неделе в интервью политологу Александру Рару, опубликованном в немецкой газете Die Welt, заявил буквально следующее: “Мы сегодня в поиске альтернативы. И мы не исключаем в этой альтернативе участие наших европейских партнеров. Мы хотим сотрудничать с Европой”. Лукашенко сказал, что Белоруссия готова к введению евро больше, чем любые другие государства, и будет “сотрудничать с кем угодно для обеспечения своей национальной безопасности, для соблюдения наших интересов. А с европейцами — и Бог дал нам возможность”.
     Европейцы, похоже, уже сориентировались в ситуации. 18 января в Белоруссию приехал председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден, который сказал: “Из-за того, что произошло в последнее время, вы (Белоруссия. — Авт.) стали более открытыми для Европы. Это поможет выстраиванию новых отношений”. Он также заявил, что выступает за прекращение изоляции Белоруссии. Новую стратегию взаимодействия с Белоруссией в январе огласил Европейский банк реконструкции и развития. В ходе своего трехдневного визита председатель ПАСЕ хвалил белорусских руководителей за то, что они добились стабильности и низкого уровня преступности. “Белорусам уже сказали много теплых, добрых слов: что у них замечательная социальная сфера, некоррумпированный КГБ, — говорит экономист Михаил Делягин. — Белоруссия вдруг перестала быть аналогом хусейновского Ирака”.
     Все это вызвало переполох в стане белорусской оппозиции. Ее лидер Александр Милинкевич высказал тревогу в связи с тем, что визит председателя ПАСЕ произошел без предварительных условий для Минска и может быть расценен как признание режима Лукашенко. Тревога оппозиции понятна. Не сумев показать Лукашенко “оранжевое небо” на президентских выборах, она боится теперь уйти в политическое небытие. Ведь если Лукашенко предложит Западу стратегический союз против России, изгонит российские военные объекты со своей территории, войдет в ГУАМ или создаст вместе с Украиной, Польшей и Прибалтикой союз транзитных государств, о чем Лукашенко говорил в интервью Рару, то Милинкевичу останется только нервно курить в сторонке.
     “Это невозможно! — утверждают те, кто настаивает на жесткой линии в отношении Лукашенко. — Запад не примет кровавого диктатора. Ющенко и Саакашвили не будут стоять рядом с Лукашенко”. Но стоят же они рядом с президентом Молдавии Ворониным, лидером компартии, у которого на выборах арестовывают и сотнями высылают из страны иностранных наблюдателей, бросают в тюрьмы политических противников. Коммунист Воронин просто вовремя сообразил, что ярлык на княжение сегодня выдается в Вашингтоне и местные “оранжевые” ему нипочем.
     Директор минского центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов говорит, что конфликт с Москвой вызвал в Минске “глубокие сомнения в надежности союза с Россией, вплоть до военного. До сих пор не подписано соглашение об объединенной системе ПВО, и это наверняка не просто так”. По заявлениям российских руководителей, бюджет РФ получит в результате новых соглашений с Белоруссией 1 миллиард долларов в год. Однако как оценить имиджевые потери российской власти?
      Когда повышали цены на энергоносители для Грузии и Украины, Москва не уставала повторять, что это “только бизнес, ничего личного”. И все понимающе кивали: конечно, власть говорит то, что положено, но на самом деле она проводит мудрую государственную политику. Враждебным режимам — никакой халявы! На этот раз посетители самых либеральных интернет-сайтов дружно голосовали в поддержку Белоруссии. Власти так и не удалось внятно объяснить людям, почему и с друзьями России, и с ее врагами она поступает совершенно одинаково. И почему называет это государственной политикой. Неужели и впрямь “ничего личного, только бизнес?”
     Московский Комсомолец
от 31.01.2007
***

О том же круглом столе ИНС (на память)


rpmonitor: Ярослав Бутаков (butakow) "ЦЕНА СОЮЗА И СОДРУЖЕСТВА. Россия нуждается в новой концепции отношений с постсоветскими государствами"

Друзья и враги Белоруссии  25.01.07 13:02 Столетие.ru
***

Еще смотрю отзывы на пресс-конференцию ИНС


Опять БЕЛТА вернулась к моему спичу (но уже не только к моему):

Политолог иронично назвал действия России национально-освободительной борьбой русского народа против белорусского ига

Blotter (Д.Верхотуров, кстати, рад развиртуализации): Россия потерпела поражение в газовых войнах
***

"Круглый стол" или, видимо, скорее пресс-конференция, ИНС в АиФ.







Комментариев нет:

Отправить комментарий